Концерт «Шедевры эпох. Орган, сопрано, контратенор»

Концерт «Шедевры эпох. Орган, сопрано, контратенор»
1 500 — 3 000 руб.

03/02/2020 02:00

Место проведения: Московская консерватория

Описание

Солисты: 

  • Лука Гаделия (орган)
  • Кристина Эшба (сопрано)
  • Владимир Магомадов (контратенор). 

Программа концерта

  • И.С. Бах. Токката и фуга ре-минор
  • К.В. Глюк. Ария Париса из оперы «Парис и Елена»
  • Г.Ф. Гендель. Ария Альмирены из оперы «Ринальдо»
  • А. Вивальди. «Гроза» из концерта «Лето» («Времена года»)
  • Г.Ф. Гендель. Ария Клеопатры из оперы «Юлий Цезарь в Египте»
  • И.С. Бах – Ш.М. Видор. Финальный хор из «Страстей по Матфею»
  • Г.Ф. Гендель. Ария Ксеркса из оперы «Ксеркс»
  • Дж.Б. Перголези. Два дуэта из Stabat mater
  • Л. Боэльман. Готическая сюита
  • Ш. Гуно. Куплеты Зибеля из оперы «Фауст»
  • Г. Форе. Пробуждение
  • П. Чайковский. Дуэт «Рассвет»
  • Дж. Верди. Ария Эльвиры из оперы «Эрнани»
  • Абхазское каприччио орган соло
  • Абхазская народная песня «Песнь скалы»
  • Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
  • Ж. Оффенбах. Баркарола из оперы «Сказки Гофмана»

Контратенор – высокий, «фальцетный» мужской голос, близкий по тесситуре женскому контральто, – известен с эпохи Ренессанса, но его истинный расцвет наступил во второй половине XX века, на волне интереса к старинной музыке. Тем не менее, этот голос остается очень редким, в том числе в России. Один из лучших отечественных контратеноров – приглашенный солист Большого театра Владимир Магомадов, получивший заслуженное признание после победы в 2013 году во втором сезоне телепроекта «Большая опера». 1 февраля он выступит в Малом зале Московской консерватории вместе с восхитительным сопрано Кристиной Эшба и одним из лучших органистов молодого поколения, заслуженным артистом республики Абхазия Лукой Гаделией. Первое отделение концерта будет посвящено музыкальному барокко, второе – шедеврам эпохи романтизма, а также абхазской народной музыке.

Концерт откроет великий образец органной музыки – Токката и фуга ре минор, написанная совсем юным, 20-летним Иоганном Себастьяном Бахом. Если инструментальные сочинения Баха или Вивальди в той или иной степени знакомы всем слушателям, то с оперным творчеством его великого современника, Георга Фридриха Генделя, знакомы далеко не все. Многие из опер Генделя ни разу не ставились в России или звучали только в концертном исполнении. Традиции доклассической оперы были практически забыты в XIX веке, и только с середины XX века она начала возвращаться на театральные подмостки – вместе с техникой виртуозного барочного пения. Партии, предназначенные для певцов-кастратов, в наше время исполняются контратенором или контральто. В исполнении Владимира Магомадова и Кристины Эшба прозвучат арии из трех опер Генделя разного времени – «Ринальдо» (1711, первая генделевская постановка в Лондоне), «Юлий Цезарь в Египте» (поставлена в 1724 с триумфальным успехом) и «Ксеркс» (1738). А также ария из оперы «Парис и Елена» К.В. Глюка – представителя следующей эпохи, великого оперного реформатора и мастера музыкальной драмы. Завершат первое отделение два дуэта из кантаты Stabat mater Дж. Перголези – сочинения, ставшего для композитора последним: он скончался в возрасте 26 лет. Будучи встреченной современниками в штыки (содержащей, по их мнению, «слишком много пассажей, которые скорее могли быть употреблены в какой-нибудь комической опере, чем в песне скорби»), кантата нашла заслуженное признание у потомков. Ныне она считается одной из лучших музыкальных интерпретаций католической секвенции о страданиях Девы Марии. Второе отделение откроет «романтический» орган конца XIX века: четырехчастная Готическая сюита Л. Боэльмана – одно из самых известных органных произведений этой эпо-хи. Владимир Магомадов представит в версии для контратенора две арии, написанные для контральто: куплеты Зибеля из «Фауста» Ш. Гуно (эту партию певец исполнил в Новосибирском оперном театре) и Третью песню Леля из «Снегурочки» Н. Римского-Корсакова. Кристина Эшба исполнит экспрессивную арию Эльвиры из оперы Дж. Верди «Эрнани», а также лирический шедевр Г. Форе – песню Après un rêve (op.7 №1), широко известную под русским названием «Пробуждение». Изюминкой второго отделения станет абхазская народная песня «Песнь скалы», а также Абхазское каприччио – обработка и авторское переложение для органа абхазских народных песен в исполнении Луки Гаделии. Программу завершит чарующий дуэт Джульетты и Никлауса Belle nuit, ô nuit d’amour («Пре-красна ночь, о, ночь любви») из оперетты Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана».